ООО "НПФ "ГАМАС"
+7 (812) 670-55-71
г. Санкт-Петербург,
Митрофаньевское шоссе, д. 29 литер Т

Художники Севера - участники экспедиций

Научно-производственная фирма «ГАМАС» совместно с Центром гуманитарных проблем Кольского научного центра РАН представляет выставку «Художники-участники экспедиций на Крайний Север», созданную по материалам фонда Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера России ЦГП КНЦ РАН.

Произведения, представленные для экспозиции, сохранили до наших дней пейзажи Заполярья (давно изменившиеся под натиском цивилизации), явления природы, портреты людей, фрагменты экспедиционной жизни.

Выставка отражает всё разнообразие историко-культурного феномена «экспедиционного изобразительного искусства» и охватывает период с 1830-х по 1980-е гг. Традиция иметь в экспедиции художника сохранялась почти до середины ХХ века, несмотря на существующую с 1839 г. фотографию.

Среди представленных произведений наиболее ранними являются работы графика Редера, участника экспедиции К.М. Бэра на Новую Землю в 1837 г., точно воспроизводящие картины природы арктического архипелага. Работы знаменитого арктического путешественника Николая Пинегина иллюстрируют экспедицию Г. Я. Седова к Северному полюсу (1912–1914). Произведения выдающегося акварелиста Альберта Бенуа (из легендарной семьи художников и архитекторов) дают представление о двух экспедициях: Муранской 1920 г. и на Новую Землю, состоявшуюся в 1925 г.

В ряду замечательных работ этих художников особняком стоит графика этнографа Владимира Чарнолуского, который, помимо собственно этнографических зарисовок, оставил нам своего рода «комиксы»: листы из его полевых альбомов с юмором рассказывают об экспедиционной жизни  ученых 1930-х гг.

Прекрасные пейзажные полотна, выполненные Игорем Бельковым, открывают зрителю уникальные виды Севера, какими его запечатлел этот известный ученый-геолог вт. пол. XX в.

Оригиналы этих работ хранятся в фондах Музея-Архива, где собрано более 200 произведений изобразительного искусства, выполненных в экспедициях за два столетия. Они различны по жанрам, технике, уровню мастерства. Возможно, художественная ценность их неоднозначна. Однако бесспорно их историко-культурное значение.