ООО "НПФ "ГАМАС"
+7 (812) 670-55-71
г. Санкт-Петербург,
Митрофаньевское шоссе, д. 29 литер Т

Икона от молитвы до образа

Группа компаний «ГАМАС» совместно с иконописной школой-мастерской «Преображение» при подворье храма во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» (г. Санкт-Петербург) представляют художественно-просветительскую выставку, посвященную современному иконописанию.

В течение многих веков икона воплощала духовные истины христианства. Она была и остается окном в мир Горний, который распахивается перед человеком, взирающим на икону. Она предлагает ему идеально-прекрасный образ, молитвенное обращение к которому помогает верующему в суете земного мира, дает надежду на спасение, дарит свет Божественной любви.

Средневековая традиция иконописания составляла строгий канон, обусловленный пониманием сути иконы. Система художественно-выразительных средств – обратная перспектива, символическое трактование цвета и света, особое понимание времени и пространства в иконе – позволяли передать возвышенный духовный образ. Такие шедевры, как Владимирская икона Божьей Матери, «Троица» Андрея Рублева, фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, в тончайших нюансах передавали свет и величие веры. Но после «золотого века» русской иконописи (XIV – XV вв.) наступает кризис, а вскоре и упадок церковной живописи, которая отвергает теперь канон и обретает светские черты. В начале XX в. освобожденная от копоти и позднейших наслоений древнерусская икона снова явила свой лик миру – всего за несколько лет до кровавой Мировой войны, полных надежды и трагедии двух революций, гонений на религию и взрыва церквей… После 1917 года древнерусская икона была изъята из храмов, музеефицирована (если не была продана или уничтожена), а иконописание практически прекратилось.

Тем не менее, потребность человека в образе Горнего мира, в молитвенном обращении к Господу, в Его любви не могла иссякнуть, и сегодня мы наблюдаем возрождение древнерусской иконописной традиции, появление новых мастерских и создание современной школы. Изучая язык средневековой иконы, мастера-изографы следуют строгому канону, который позволяет все мастерство сфокусировать не на художественных качествах письма, а на сути «духовного предмета», на достижении глубокого проникновения в образ. Но возникает проблема понимания иконы: современный человек, несмотря на богатые духовные традиции русского народа, зачастую поверхностно знаком с символикой иконы и самим Священным Писанием. Восприятие иконы неподготовленным зрителем требует от него значительных усилий, которые он, к сожалению, не всегда готов приложить: он скользит взглядом по иконе, не понимая ее истинного предназначения.

Наш проект призван помочь зрителю увидеть икону, научиться читать заложенные в ней смыслы, а также приоткрыть тайну создания образа. Ведь икона начинается не с деревянной доски, и даже не с эскиза на бумаге – она начинается в душе, с молитвы иконописца. Этот путь создания иконы мы предлагаем пройти зрителю с помощью нашей выставки.

На примере работ учеников иконописной школой-мастерской «Преображение» при подворье храма во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» зритель увидит, какие этапы проходит икона в процессе своего создания; фотографии, запечатлевшие работу в мастерской, позволят узнать технологические тонкости, а пояснительные тексты помогут разобраться в символике иконописания.